Главная » 2016 » Февраль » 3 » СТРАНИЦА ПЕДАГОГОВ МДОУ
09:24
СТРАНИЦА ПЕДАГОГОВ МДОУ

Блог педагогов

 

 

Организация занятий с детьми раннего возраста.

Третий год жизни ребёнка характеризуется стремлением к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, образованием новых форм взаимоотношений между детьми.

Занятие является особой формой педагогического процесса, направленной на решение разнообразных воспитательно-образовательных задач. На занятиях ребёнок приобретает знания, предусмотренные программой, на них создаются специальные условия, наиболее благоприятствующие сосредоточению внимания детей. Используются разнообразные приёмы и подбираются специальные пособия, чтобы поставленная учебная цель была достигнута. Это делает занятие наиболее эффективной формой обучения, посредством которого осуществляется планомерное развитие и воспитание детей.

Что важно не забывать при обучении детей раннего возраста:

1. Занятия должны проводится подгруппами.

2. Обучение строится таким образом, что программный материал, который давался на предыдущем занятии повторяется на последующем. В дальнейшем материал закрепляется, усложняется.

3. Широкое использование различных игр дает возможность детям выполнять самые разные действия и с разнообразными предметами, что обогащает чувственный опыт детей.

4. В процессе обучения необходимо:

игровые приёмы чередовать с обучающими (пояснение, показ образца) ;

чередовать хоровые и индивидуальные ответы детей;

использовать разный демонстрационный материал (игрушки, предметы, картинки, фигурки настольного театра и т. п.) .

6. Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми третьего года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом. Детям показывают предметы игрушки, картинки, организуют наблюдения за явлениями природы, трудом взрослых, транспортными средствами, нужно чтобы процесс зрительного и слухового восприятия сопровождался предметной и речевой деятельностью.

Все выше перечисленное повышает интерес детей к занятию, помогает вовлечь в работу всех присутствующих, значительно повышает речевую активность каждого ребёнка, поддерживает их внимание, активность.

В работе с детьми данного возраста чрезвычайно важна эмоциональная установка на предстоящее занятие. Она помогает «включить» малыша в активную работу, уже с первых минут повышая ее эффективность. Рассказывая детям о том, что они сегодня будут делать педагог готовит к занятию необходимые пособия, при этом поощряя тех детей, которые пытаются ему в этом помочь.

Для того чтобы дети не отвлекались на занятии на игрушки (картинки, книжки и т. п.)

можно заранее (за 3—4 мин до занятия) поставить на стол игрушки, которые предстоит демонстрировать. Целесообразно разрешать детям потрогать, подвигать их и одновременно приучать придерживаться правила: игрушками, приготовленными для занятия, можно играть только на столе воспитателя, уносить их нельзя.

Часто для показа требуется заводная игрушка или игрушка, особенно привлекательная для малышей, «приходящая» только на занятия. Желание подержать эту вещь у детей так велико, что они тянут ее каждый в свою сторону. В таких случаях игрушку надо поставить на специально отведенное для нее место: например, на пианино, на шкаф, так, чтобы все ее хорошо видели, но не могли достать. Малыши быстро привыкают к тому, что игрушка, выставленная до занятия, будет на нем использована. Дети рассматривают ее, обмениваются впечатлениями, расспрашивают воспитателя.

Желание младших дошкольников заниматься должна обеспечивать вся организация занятия.

Необходимо удобно усадить детей (полукругом; за столы, стоящие отдельно или сдвинутые «ленточно» и т. д.) . Все должны хорошо видеть воспитателя и предметы (картинки, которые он показывает. Следует исключить отвлекающие моменты (например, если клетка с птицей попадает в ближайшее поле зрения ребенка, ее следует переставить) .

Дети третьего года жизни склонны к подражанию (и воспитателю и сверстникам). Они легко «заражаются» настроением товарищей, их возбуждением и с удовольствием подражают как желательным, так и нежелательным действиям. Даже на очень интересном занятии стоит одному ребенку (новичку, шалуну) начать раскачиваться на стуле, как через 1—2 минуты, если воспитатель не сумеет переключить внимание детей, половина группы будет подражать ему. В этом случае не следует прибегать к дисциплинарным замечаниям («Не раскачивайся, сиди тихо! », «Не мешай нам! »). Целесообразнее прибегнуть к игрушке, принесенной на занятие. Например, сказать ей: «Не пугайся, мышка, это не кот пришел. Это Вова нечаянно стулом загремел». Или обратиться к ребенку, начавшему шалить: «На, Вова, подержи мышку. Да сиди тихо, не пугай (не урони) ее».

Дети должны сидеть так, чтобы меньше трогать, задевать друг друга (особенно при имитации каких-то действий). Не менее важно, чтобы легко возбудимые малыши оказались рядом со спокойными, уравновешенными сверстниками.

У ребенка этого возраста яркие красивые предметы и картинки вызывают желание подольше рассматривать их. Поэтому демонстрируемый на занятиях иллюстративный материал должен быть в хорошем состоянии, со вкусом оформленным и привлекательным для детей.

Пособия следует размещать так, чтобы на поиски их не тратилось время. Если картинки будут падать с фланелеграфа, с трудом входить в прорези листа («Живые картинки») или окажется непригодной для употребления батарейка электрической игрушки, то нормальный ход занятия будет нарушен, восприятие материала детьми — затруднено.

Большое значение имеют речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой. Слова и фразы, сказанные детям, не должны быть случайными. По возможности их следует предусмотреть заранее. Прежде всего это те обороты речи, которые мы стремимся сделать достоянием собственных высказываний ребенка: слова, обозначающие качества предметов, синтаксические конструкции, которые дети начинают употреблять в этом возрасте, в частности предложения с однородными членами и т. п. Используя их на занятии, одобряя попытки того или иного ребенка воспроизвести слово или предложение, воспитатель тем самым обогащает активную речь детей.

В первой младшей группе педагог учит детей понимать вопрос и отвечать на него. Но если ребенок почему-либо молчит и пауза затягивается, целесообразнее подсказать ответ, повторить его с детьми, а через какое-то время вновь задать малышу тот же вопрос.

Известно, что ребенку третьего года жизни очень легко что-либо внушить. Об этой особенности стоит помнить, обучая детей. («У Ани получится. Вова сумеет. Алеша сейчас подумает и непременно найдет. » и т. п.) .

Любой разговор с детьми должен быть деловым, обстоятельным, а интерес воспитателя к тому, что говорит и делает ребенок, должен быть «интересом всерьез». Дети безошибочно реагируют на настроение педагога, его интонацию, жест. И если воспитатель искренне, с удовольствием «дует на горячие баранки», показывает, как бодаются козлики, ребенок не просто заражается желанием сделать так же, а стремится сделать это очень хорошо, с настроением. В свою очередь удачный ответ, хорошо выполненное действие усиливают радость ребенка и его стремление неоднократно воспроизвести увиденное, услышанное. Все это наилучшим образом обеспечивает работоспособность детей и их контакт с воспитателем.

 

Использование компьютера на занятиях — современный подход к обучению в дошкольном образовательном учреждении

Повседневную жизнь невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это актуальная проблема на современном этапе развития дошкольной педагогики.

Использование компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка расширяет и обогащает содержания знаний, умений и навыков ребенка; отражается в интенсификации образования структурных комплексов интеллектуального и мотивационно-эмоционального характера, в изменениях динамики процесса психического развития. Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования.

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить и творческие возможности педагога. Именно здесь можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход. А занятия, проведенные в детском саду с использованием электронных изданий образовательного направления, надолго запомнятся детям.

Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами, оборудуются интерактивными досками. Но до сих пор отсутствуют методика использования ИКТ в образовательном процессе, систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Поэтому в настоящее время первостепенной задачей становится повышение компьютерной грамотности прежде всего педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

С недавнего времени воспитатели нашего детского сада стали использовать информационно-коммуникационные технологии на занятиях, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. Благодаря им занятия стали яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей и видеозаписей. При этом компьютер только дополняет воспитателя, а не заменяет его.

Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала на занятиях в детском саду можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта, чем при традиционном предложении учебного материала.

В игровой форме дети знакомятся со звуками, счетом, окружающим миром. Темы «Деревья», «Чудеса света», «Животные», «Вода» и другие не только продемонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации. Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка.

Компьютер применяется и в работе с родителями. Создание презентаций «Моя семья» и дальнейший показ на родительских собраниях помогают ближе познакомиться с семьями воспитанников, узнать их интересы, увлечения, воспитывают гордость за свою семью. Мы фотографируем детей на занятиях, во время игровой деятельности, на прогулке, на всех мероприятиях, проводимых в группах. Создаем фото-галереи и размещаем в детском саду.

Таким образом, практический опыт показал, что применение компьютерных технологий позволяет:

• организовать обучение более интенсивно и качественно;

• содействовать развитию творческих способностей у детей, путём использования фото-объектов, объектов со звуком, рисования и решения интерактивных задач;

• активно вовлекать детей в познавательный процесс.

«Значение игр с водой и песком

для развития детей раннего возраста»

Работая с детьми раннего возраста, мною было замечено, что в практике недостаточно методического материала, который практически может использовать воспитатель во время адаптации детей к детскому саду.

Поэтому мною было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и искать приемы оптимизации при адаптации детей к детскому саду.

Изучая литературу, я поняла, какое положительное влияние могут оказывать игры-эксперименты с водой и песком на детей в период привыкания к общественному воспитанию.

Примечательно, что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение именно природе, как средству воспитания детей. Так, Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. К. Д. Ушинский призывал «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития.

Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект природы, но еще и потрогать его, то есть обследовать.

Игра с песком и водой вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной терапии. Песок в работе с детьми используется для сенсорного развития, но может применяться и в психотерапевтических целях. Песок дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств: его можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные предметы. Работа с песком и водой позволяет легко создавать новые образы и не требует каких-либо умений. Песочные формы детской экспрессии являются выражением непосредственной души ребенка, его внутреннего состояния. Некоторые авторы видят особый смысл в детских играх с песком. Так, проведенная малышом на песке линия может трактоваться как символ его пути. Погружение в толщу песка ассоциируется с движением вглубь себя. Если ребенок оставил отпечаток ладони на песке – он утвердил факт своего существования. Изготовление фигур из песка – рождение нового мира, свершающегося благодаря помощи со стороны.

Совершенствование жизненно важных психических процессов, таких как ощущение, восприятие, являются первыми ступенями в познании окружающего мира, имеет огромное значение в процессе умственного воспитания ребёнка в младшем дошкольном возрасте. И. М. Сеченов в своих работах указывал, что способность отличать один предмет от других приобретается человеком в раннем детском возрасте. Дети начинают познавать качества материалов, через их чувственное различие, и в этом им окажут большую помощь «Игры с песком и водой».

Песок - прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей дошкольного возраста. Для детей дошкольного возраста это не только увлекательное, но и познавательное событие.

В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познает её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания.

 

Просмотров: 98 | Добавил: mama | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar